Новости → ЧЕРЕЗ ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ – К РУЯНУ

15 января 2014

Еще в самом начале зимней смены детского лагеря организатору Марине Корчагиной позвонили из Сургута – две семьи с детьми собирались приехать в Руян-город в канун Рождества. И приехали, преодолев тысячи километров зимней трассы. Впечатления от поездки – в воспоминаниях инициатора Антона Федина:
 
«3 января я впервые в этом году добрался до любимого компьютера в любимом офисе. Покидая его 31 декабря, я был уверен, что раньше 10, а лучше 15 января появляться там не полезно, и даже вредно. Однако, когда занимаешься любимым делом, то и тяжелая работа превращается в увлекательное, полное сюрпризов приключение, в котором бизнес плавно перетекает в жизнь, и наоборот. Последующие события яркое тому подтверждение.
 
Так и этим постновогодним утром я от попыток сподвигнуть матерых строителей на очередной трудовой подвиг перешел к подбору мероприятий на оставшуюся часть выходных. Сначала все шло достаточно стандартно, и только, когда очередной «горящий» тур в не менее жаркое место на другом конце планеты был уже выбран, внезапно промелькнула мысль о том, что хочется-то чего-то другого… Вспомнил недавние покатушки на джипах по свежезасыпанной снегом тайге, восторг детей, радость от того, что залезли туда, откуда выбираться пришлось в два раза дольше, недоумение тех, кто привык проводить выходные иначе, и, конечно же, незабываемое чувство плеча и поддержки, когда идешь «след в след», когда один пробивается, а другой страхует, когда только уже на «точке» возле костра замечаешь, что все это время на сильном морозе был без перчаток и шапки… В это самое время где-то в дебрях интернета как знамение мелькнул знакомый оранжевый значок.
 
«Экспедиция», — сказал про себя я. Это кодовое слово как пароль отворил в памяти потайную комнату с целым ворохом событий, воспоминаний и образов. «Экспедиции», а точнее одному из ее бывших сотрудников, я обязан зарождением совершенно нового и достаточно успешного направления своего бизнеса в области строительства. Именно он, ведя со мной переговоры по сувенирной продукции, параллельно рассказывал о том, что «Экспедиция» — это не просто бренд, это идеологическая система превращения работы в удовольствие, бизнеса в дружбу, а рядовых сотрудников в творцов, которые, развивая и совершенствуя себя, «тащат» компанию наверх. Вспомнил я и про книгу Кравцова, которую с удовольствием прочитал, и про загадочный Руян-город. Пальцы в это время, не отставая от мыслей, уже автоматически набирали «Руян» в поисковике… Так, созвонившись с Мариной Корчагиной, я и узнал о предстоящем праздновании Рождества в Руян-городе.
 
Переговоры с семьей даже по нашим меркам были недолгими и уже к вечеру два экипажа в полной боевой готовности выезжали из Сургута на восток…
Land Rover Discovery 4: Федин Антон, Федина Анастасия (жена), Федина Валерия (дочь, 12 лет), Федин Антон (сын, 8 лет), Федин Илья (сын, 5 лет)
Mitsubishi Pajero 4: Федин Константин (брат), Федина Екатерина (жена), Федина Тамара (дочь, 4 года), Федин Михаил (сын, 2 года)
Мороз в этот день, несмотря на аномально теплую зиму, выдался нешуточный -37. Имея большой опыт зимних перегонов, мы позаботились о полном «боевом» комплекте на случай поломок и других непредвиденных обстоятельств: различные средства эвакуации автомобиля, рации, запас пищи, сухих дров, различные зажигательные приспособления, комплекты теплой одежды и т. д.
 
Из Сургута в Томскую область можно добраться двумя способами:
«Летним» окружным путем через Тобольск, Вагай, Ишим, Омск, Новосибирск – ориентировочно 2000 км по федеральной трассе. Даже в условиях сверхнизких температур мероприятие для нас достаточно привычное, так как по работе и просто для удовольствия за рулем путешествуем часто и далеко.
Напрямую «северным» через Нижневартовск, Стрежевой, по одному из четырех (как мы выяснили уже потом) зимников – от 900 до 1500 км в зависимости от выбранного или открытого зимника.
Не очень долго мы убеждали себя, что северным путем ехать не только быстрее, но и значительно выгоднее, а главное – интереснее (читай – опаснее). На убеждения жен было потрачено немного больше времени, однако, когда они поняли, что мы уже на полпути к зимнику, то осознали всю тщетность своего сопротивления.
 
Как ни странно, объездив практически всю Югру и весь Ямал, по зимникам в том числе, мы ни разу не ездили на восток дальше Стрежевого, уже относящегося к Томской области, однако отрезанного от нее непроходимыми Васюганскими болотами, кстати самыми большими болотами в России. Поэтому ехали наугад, не зная, встали ли зимники или придется возвращаться и проехать лишние 600-700 км. Тут и началось самое интересно… По дороге около Лангепаса «подобрали» замерзающую «десятку»: порвался ремень ГРМ, двигатель заглох, на улице -37, а в машине семья из трех человек. На севере есть правило: никогда не проезжать мимо машины на обочине, особенно в мороз. В -35 и ниже машин на трассе очень мало. А при заглушенном двигателе достаточно часа-двух, чтобы замерзнуть и заснуть. В случае поломки самая большая ошибка неопытных водителей в том, что они пытаются наскоро починить автомобиль, забывая при этом позаботиться хотя бы о костре, и нередко это заканчивается трагически. Мы взяли бедолагу на буксир и дотащили его да самого Стрежевого. В благодарность он нам рассказал, что возвращается как раз из Томска, туда ехал по «Орловскому» зимнику между Иголом и Орловкой 29 декабря.
 
Во истину случайностей не бывает! Зимник из-за теплой зимы только встал и находится в ужасном состоянии. Его всю дорогу волоком тащил попутный джип. В Стрежевой мы добрались уже заполночь и оттуда, через переправу, поехали дальше к Пионерному, ориентировочно 200 км. По дороге выехали к началу зимника «86 км», который выходит как раз к Томску, однако он оказался закрыт, строители сказали, что в середине из-за теплой зимы еще реки текут и они по сантиметру пробиваются на восток. Доехали до Пионерного, последний раз там заправились, взяли с собой запасные канистры с топливом, так как следующая заправка только через 450 км уж за зимником, и поехали дальше на Игол и только к 3 часам вышли к зимнику, предварительно поплутав по Иголу.
Ночной перегон по замерзшим болотам – это незабываемые впечатления не только для детей и жен, но и для нас, уже повидавших экстрима в своей жизни. Открытыми местами колея была полностью переметена, сильный ветер выдувал все тепло даже из специальной одежды, стоило выйти из машины. Местами деревья нависали причудливыми силуэтами прямо над дорогой, если ее конечно можно так назвать. Обстановка мрачная и только голос брата в рации: «И кто же из вас кольцо в Мордор несет», — разряжал атмосферу. Периодически приходилось использовать весь доступный внедорожный арсенал для того, чтобы преодолеть очередной участок. Скорость движения чаще всего не превышала 30-35 км/час и то только на более-менее ровных участках. Слава Богу стальные кони не подвели и с честью выдержали очередное испытание.
 
Ну вот и финиш! Какие-то 100 км шли около 5 часов. Вымотались! Но останавливаться нельзя, так как топлива впритык хватает только до следующей заправки, с заглушенным двигателем стоять нельзя, замерзнем, а с заведенным — топлива не хватит. Заправка в Кыштовке, а до нее еще без малого 250 км. Там небольшая остановка, заправка и уже с чувством выполненного долга летим к федеральной трассе Омск – Новосибирск. Выехали в районе Чанов, еще 400 км — и мы в Новосибирске. Вот теперь заслужили полноценную ночевку, не за рулем и не на зимнике, а в столице Сибири, в четырехзвездочном отеле: ресторан, сауна, бассейн и т. д. Отмокаем, отсыпаемся, заезжаем в ресторан «Экспедиция. Северная кухня» по просьбе Марины за… обогревателем, так как в Руяне случились проблемы с отоплением и выдвигаемся в сторону Томска...
 
И вот, наконец, табличка «Руян-город». Интересное ощущение, когда читал об этом только в книжке и давно, а теперь вот он уже перед тобой, еще чуть-чуть по полю, и все будет так, как там написано… Приехали – темно. Конечно же, ничего сразу не увидели. Это потом уже были гулянья по Руяну, экскурсия на Маяк, фотографии возле памятника Гагарину и т. д. А сейчас мы попали в компанию веселых, встречающих нас как героев, еще вчера незнакомых, а сегодня почти родных людей. Добрались как раз к рождественскому столу. Дети тут же нашли общий язык с уже сложившейся до этого местной компанией. Они, как и мы, запомнят эту ночь надолго. Обмен впечатлениями, шампанское, совместный просмотр фотографий, игры возле костра, ночевка в спальниках и настоящие, ЖИВЫЕ люди рядом – это ли не лучший финиш для северной ЭКСПЕДИЦИИ.
 
P.S. Сижу в придорожной кафешке недалеко от Омска. Все спят. Думаю… куда дальше?..
Костя стих написал:
Что нам снег, что нам грязь, от ворот поворот,
Мы не ищем легких путей.
Что нам дождь, что туман — одинаков подход,
Снова в путь собираем детей.
Бездорожье, мороз, снег играет в игру:
Отгадай, куда повернуть?
Но машины ведем по ночной колее,
За рулем только бы не заснуть.
В горах, на равнинах, в тундре, в тайге,
Полной грудью свободой дыши!
Ничего нет дороже на свете — Пути,
И полезней для нашей души!
Мы дошли до краев неизведанных мест,
До самых глубин мироздания.
Наши дети не знают преград городских,
Все едино для мира познания.
Все понятно и так, и в места на земле,
Куда мы пробились однажды,
Мы с собой привезли рассказы, мечты,
И кусочек общей надежды!
В горах, на равнинах, в тундре, в тайге,
Полной грудью свободой дыши!
Ничего нет дороже на свете — Пути,
И полезней для нашей души!